Все фотографии доступны в Фоторепортаже в большом разрешении
В связи с приездом президента судну пришлось перебазироваться в Центральный яхт-клуб (на Петровской косе). Но это оказалось к лучшему - не пришлось долго добираться из города.
В пятницу, в 24:00 , как договаривались, наши четыре машины "участников забега" стояли у въездного шлагбаума. В яхт-клуб заехали без проблем - въезд на машине - 30 рублей, стоянка и выезд обошлись бесплатно. После недолгих телефонных переговоров, через 15 минут мы уже привычно, поминая добрым словом д'артс, таскали дайверские сумки на катамаран. Народ был ошеломлен его неожиданными размерами - все мы были на нем первый раз.
Минут через 15 все были распределены по каютам. Даже для дайверских сумок нашлось место - рундуки под койками оказались достаточно объемными. Чай уже был готов к нашему приезду, спать не очень хотелось, народ начал сползаться в кают-компанию.
И тут неожиданно выяснилось, что один член команды забыл паспорт дома! Поскольку мы шли в погранзону, отход пришлось отложить на час (время было позднее, "полет" по улицам города прошел нормально).
Пока три члена нашей команды были заняты паспортом, остальные занялись запасами мартини. Общее добродушие ночи росло, паспорт благополучно прибыл на борт, все было готово к отходу.
Итак, в 01:30 10 июня 2006 года преодолевая слабый навальный ветер, используя правый кормовой продольный швартов и реверс левой машины, наш капитан отвел нас от причала. Полная решимости дождаться Кронштадта, наша команда хаотично перемещалась по палубе. Город с моря выглядел очень необычно, выискивая знакомые очертания мы потратили немало времени. К концу первого часа пути и фарватера, обозначенного буями, народ решил, что Кронштадт никуда не денется, при свете дня он красивее и вообще... Почетное право спорить со встречным ветром и волной уступили вахте (капитану и матросу). А сами занялись спорами с одеялами и подушками...
А утром... Волна и ветер немного усилились. Слемминг (удары корпусов катамарана о воду) приятно разнообразили сон в носовых каютах. Народ начал шевелиться. Когда шевеления достигли 5-6 человек подоспел ЗАВТРАК! Овсяная кашка, перемежаемая сыром и колбасой, смазываемая кофе оказали свое благотворное влияние - жить стало лучше! На запах подтянулись остальные живые... Неживых не было совсем, несмотря на веселое поведение катамарана на волне. Хотя попытки переместится обратно в каюты не увенчались успехом - тогда оживлялся поглощенный завтрак. Прислушавшись к себе, народ последовал совету - "Если гора не идет к Магомету, тогда Магомет идет к горе".
Посмотрев на это безобразие, команда устроила парусный аврал. И наступила нирвана! Не было больше работающих дизелей! Только плеск воды о борта! И тишина!
А затем... Наступил ОБЕД! Благодаря коку Галине, по совместительству коммерческому директору этого судна, несмотря ни на что, все было вовремя, много и вкусно! На пути на остров ели обычно на палубе, ввиду неоднозначного поведения катамарана и вытекающего из этого поведения желудков. Чайник не остывал никогда, особенной популярностью пользовалось сгущеное консервированное какао - продукт из детства.
Тем временем, совершенно незаметно, день склонился к вечеру. Ветер скис, опять пошли под дизелями. А они так убаюкивают! Вскоре после ужина на палубе никого, кроме вахтенных не осталось. И никто из новоявленных яхтсменов не видел, как возник на горизонте, приблизился и заполнил собой все Остров!
Мы ошвартовались с внутренней стороны мола единственной гавани острова Гогланд в 02:30 11 июня, в воскресенье. На палубе появились заспанные личности покорителей морей, проснувшихся от наступившей тишины. Таких было немного. Но эти немногие решительно двинулись на штурм мола и острова - не терпелось походить по твердой земле. На земле оказалось неожиданно темно, несмотря на белые ночи, темно для фотосъемки. Применив стандартный метод разрешения неподходящих условий - чашечку какао, а затем еще одну, и еще, в 4:00 группа отважных покорителей острова отправилась в Искпедицию ((с)Винни-Пух). Мы были просто сбиты с ног волнами кислорода, гуляющими по окрестным рощам. Цвела черемуха, яблони и вообще все, что растет. Среди можжевельника и елей рос клен . Наперекор всем этим красивостям и прелестям группа покорителей рванула в неблагоустроенные выси - над островом заманчиво доминировал Северный Гогландский маяк.
Спустя час, после выбора пути на перекрестках дорог, коих здесь великое множество и встретив восход Солнца, мы были встречены группой собак-проводников. Почему-то они были не сенбернарами, но все-таки спасателями. Облаяв нас, они бодренько потрусили по лесной тропке к лестнице на маяк. Да так впереди нас, периодически поджидая, сопроводили до маяка, по лестнице крутизной градусов в 45, а временами и в 60. Забегая вперед - они нас так и прводили до самого катамарана, за что и были накормлены...
С вершины сопки открылась поразительная панорама! Явно просматривалась финская Котка! Площадка перед маяком была в развалинах от какой-то воинской части. Там были и финские окопы, и советские антены связи, и чьи-то орудийные гнезда. А по пути назад, в 100 метрах ниже верхней площадки мы набрели на какие-то неолитические сакральные сооружения!
После всех наших краеведческих изысканий мы приобрели неплохой аппетит, а на 08:00 у нас была назначена КАШКА! Подгоняемые предвкушением мы быстренько спустились обратно в бухточку, попутно обнаружив живописнейший скальный грот.
С удовольствием воздав должное овсяной кашке на сгущеном молоке, а также другим вкусностям, снизошедшим на стол нашей кают-компании стараниями кока Галины и воссоединившись с проснувшимися покорителями островов, мы вспомнили, что вообще-то мы здесь собирались нырять! Быстренько послав проснувшихся членов команды на... разные концы острова, мы побежали в местный дайв-центр за баллонами и грузами. Тут нас ждала представительница местной фауны птица Обломинго - катер, который должен был доставить из Приморска местного дайв-гида, сломался... Это сообщил нам представитель местного населения, кстати, один из двух, которых мы вообще видели на острове. Второй был пограничник... Но этот представитель быстренько выдал нам баллоны и груза, сообщил, что обычно народ ныряет на входе в бухту, где и стоял наш катамаран. Все было доставлено на борт на местном "Зодиаке".
Примерно через час мы успешно "булькнулись" в воду... Под кормой катамарана оказалось 4 метра глубины, ровное песчаное дно, видимость метра 3, температура воды 9 градусов. Сориентировавшись по полосам ряби на дне, которые шли перепендикулярно входу в бухту, пошли на другой его берег. Там повернули уже на выход в море и потихоньку, по границе больших береговых валунов и песчаного дна дошли до 10 метров глубины. Валуны поросли любопытной живописной растительностью, встречалось много рыбъей мелочи, а на дне удалось рассмотреть и потрогать руками две больших камбалы. На глубине несколько раз попались обрывки электрических кабелей, вытянутые в одном направлении - может быть они указывали на какое-нибудь затонувшее судно? Переглянулись и пошли обратно на базу. Со всплытием немножко промахнулись - всплыли метров за 20 от судна - нас ввела в заблуждение каменистая банка - мы приняли ее за основание волнолома. Трап у катамарана не водолазный, но достаточно удобный - некоторые умудрились шагая боком подняться по нему не снимая ласт. Время дайва составило 44 минуты, расход воздуха - 100 бар (баллоны были забиты на 200 бар).
Едва освободившись от загубников, народ закричал: "Требуем продолжения банкета!". Немножко подсохнув, нависли над картой - "Где здесь рэки?". Оказалось, что ближайший в 50 метрах, у самого берега, на глубинах 3-5 метров. Снова облачившись, погрузились в судовой "Зодиак" (даже не стали вешать мотор) и пошли в намеченную точку.
С "точкой" проблем не возникло - один из камней при ближайшем рассмотрении оказался паровым котлом! Народ радостно (но организованно) попадал в воду и начал обследование места крушения. Причем сначала это был просто сноркелинг - с поверхности были обозначены очертания развала, а затем обменявшись информацией, ребята ушли под воду. Под водой все было под ковром из тинообразных водорослей, но они достаточно рельефно обрисовывали детали и механизмы. Рядом с паровым котлом обнаружился коленвал одной из паровых машин, от которой в сторону моря отходил длинный, метров 20, валопровод, с остатками гребного винта. В другую сторону от парового котла, в сторону берега, лежит брашпиль. А по окружности в хаотичном беспорядке - куски обшивки и механизмов. По всей видимости, это остатки упоминаемого в Интернете тральщика, взорваного водолазами, чтобы не мешал судоходству.
Тут подошел к концу воздух, мы успешно погрузились в зодиак и погребли в сторону нашего судна. Разоблачившись, повезли баллоны и груза на их "базу". На базе не оказалось ни души (как вообще, на острове). В воздухе начали появлятся мысли - "а не остановить ли дизель островной электростанции?" - который постукивал невдалеке - "Тогда точно кто-нибудь появится!". К счастью, от диверсии нас оберег появившийся абориген, выдававший баллоны. Удовлетворившись суммой в 150 рублей за баллон, он поинтересовался запасами водки на катамаране. Узнав, что таковые отсутствуют, размениваться на мартини не захотел.
Очень жалко, что не было местного дайвгида - по описанию, где-то возле острова находятся рэки с со времен русско-шведского сражения 1788 года, с наружной стороны острова лежит современное буксирное судно и т.п. Но зато есть повод вернуться!
Тут появились наши сотоварищи, посланные 5 или 6 часов нами на... другой конец острова. Они были уставшие (пешком в быстром темпе проделали 22 км!), но с победой - они увидели Южный маяк и кучу интересного!
А третья группа в составе 2 человек за это время успела пробежаться на Южный маяк, а затем сходить в баню! Баня, как и дайв центр, принадлежит отелю.
Так что воссоеденившиаяся на судне команда была в общей сложности наныряна, обмыта и набегана, короче, удовлетворена по-полной! Так что никто не возражал против предложения капитана отдать швартовы и взять курс на Питер. Тем более что это происходило в теплой дружественной обстановке за тарелкой вкуснейшего борща и рюмкой чая в кают-компании. С трудом поднявшись на палубу после сытнейшего обеда мы увидели спокойное море, ровный попутный ветер и катамаран, шедший в чистый фордевинд под парусами "бабочкой".
Потрясенная такой благосклонностью природы наша команда попадала там, где стояла (некоторые успели подложить под себя спальные мешки).
Обратная дорога не отличалась ничем особенным - ветер был ровным, к вечеру стих. Вновь были запущены колыбельные дизеля, которые подействовали на народ просто неотразимо.
И вновь было утро.
И был завтрак.
И был Кронштадт.
И был Штандарт!
Но это не был конец! Наши планы бесконечны!
Большое спасибо команде "Центауруса 2"!
Плюсы:
Минусы:
Судно базируется в Стрельнинском яхтклубе, возле Константиновского дворца. Есть автостоянка. Переход до Гогланда - 16 часов. Обещают переход под парусами. На борту есть генератор - 220 в., запуск по требованию. Продукты наши, уже включили в стоимость, надо доставить на борт, готовить будет кок из команды. В каютах есть постельное белье, но рекомендуем прихватить спальники, чтобы не замерзнуть. Если не будем укладываться по времени - судно оснащено вспомогательными двигателями. Идем в погранзону - при себе иметь паспорта.
Дайвинг: На острове есть дайвцентр, предоставляет баллоны в аренду. Наличие - 6 баллонов (12 л) и груза. Есть 2 комплекта снаряжения, компрессор. Из объектов погружения предлагают торчащий из воды буксир, подорванный тральщик на глубине 15 м и на той-же глубине остатки флота 17-18 веков ("бревна").
Программа:
09.06.06 в 24:00 -Прибытие на борт, размещение, выход из Питера.
18 часов - переход до Гогланда, завтрак, обед, паруса, споры с крутой волной.
10.06.06 в 18:00 - прибытие в гавань Гогланда, осмотр местности, баня, ужин, здоровый сон.
11.06.06 в 06:00 - подъем, завтрак, экскурсии по острову, дайвинг.
11.06.06 в 15:00 - выход с Гогланда, обед.
18 часов - переход до Питера, ужин, здоровый сон под пологую волну.
12.06.06 в 09:00 - прибытие в Питер.
Информация с сайта "Гогланд Тур":
Остров Гогланд расположен в 180 км от Санкт-Петербурга и в 35 км от финского города Котка. Он преградил выход из восточной части Финского залива скалистыми утесами и лег поперек огромным зверем, словно охраняя владения России. Длина острова 11 км, ширина не более 3 км. Могучий и красивый, он поднимается из-за горизонта тремя подернутыми синей дымкой вершинами высотой 176,142 и 106 м. С этих огромных скальных утесов открывается великолепная панорама: море, острова, корабли - все как на ладони. История острова содержит множество ярких страниц. В 1788 г. неподалеку от Гогланда произошло крупное морское сражение между русским и шведским флотами. Победа русских моряков сорвала планы шведов захватить господство на Балтике и уберегла С.-Петербург от 20-тысячною вражеского десанта. Это сражение вошло в энциклопедии как Гогландское.
В 1899 г. приборы русского физика А.С.Попова, установленные на о. Гогланд, применили при ликвидации аварии броненосца "Генерал-адмирал Апраксин". Впервые на практике была доказана эффективность радиосвязи на море.
До 1939 г. остров принадлежал Финляндии и был любимым местом отдыха финнов. В августе 1941 г., когда из осажденного фашистами Таллинна в Кронштадт через минные поля, под нескончаемым обстрелом и бомбежками прорывались корабли, эвакуируя воинов, женщин и детей, моряки отряда кораблей под командованием адмирала Святова спасли 12160 человек, попавших в воду с потопленных судов. На берегу бухты возвышается скромная стела - памятник на могиле адмирала Святова, завещавшего похоронить его здесь. В 1944г. окончательно был закреплен за Россией. Долгие годы на Гогланде существовала погранзастава из 20 человек и маяк. Последние 60 лет остров был закрыт для посещения туристов.
Благодаря расположению и пограничному режиму сохранилось заповедное очарование Гогланда. Природа Гогланда привлекает своей уникальной красотой. На острове пять озер. Финские названия сохранились только на топографических картах: ныне островитяне просто нумеруют их - первое, второе, третье... Хотя одно, как и в начале века, называют Купальным. Рыбаки, попытавшие счастье в здешних озерах, рассказывают о необыкновенной рыбе - что-то среднее между карасем и карпом. Возможно, это эндемик Гогланда.
Популярность туристического отдыха на острове предопределена живописностью острова и удобным расположением на границе российских территориальных вод. Остров является удобной гаванью российским яхтсменам, уходящим в заграничное плавание, и гостям, стремящимся посетить Россию на яхтах.
Это прекрасное место и для организации дайвинг-туров, ибо в непосредственной близости вода скрывает множество погибших судов XVIII-XIX вв.
Учитывая выгодное географическое расплолжение острова, его богатое историческое прошлое и великолепные возможности, которые предоставляет сочетание водной стихии и удивительной северной природы, ключевыми напрвлениями проекта по развитию туризма на острове являются яхтинг, дайвинг и морская рыбалка.
Концепция туров на остров Гогланд– сочетание экстремального туризма, романтического отдыха на необитаемом скалистом острове и комфортабельных условий отеля класса «люкс».
Единственное на Готланде укрытие для судов - бухта Сууркюлян. Она расположена в северо-восточной части острова и доступна для судов с осадкой до 4-х м. В уютную бухту, защищенную с NE молом, ведет створ. Ширина входа около 90 м. Здесь неплохая рейдовая стоянка (грунт в бухте - мелкий песок), два деревянных пирса.
На остров Гогланд можно попасть из Санкт-Петербурга на вертолете (продолжительность перелета 1 час), на теплоходе из Приморска (продолжительность перехода 5-6 часов).